Назад

О конференции по проблематике Корейского полуострова в Сеуле

16 июля советник-посланник Посольства России в Республике Корея В.И.Гуенков выступил с докладом на международной научной конференции по проблематике Корейского полуострова, организованной Комитетом по международным отношениям и объединению Национального собрания Республики Корея совместно с исследовательским центром Университета Сунсиль при поддержке Министерства объединения и Министерства иностранных дел РК. Ведущие южнокорейские эксперты, занимающие анализом ситуации в Северо-Восточной Азии, совместно с аккредитованными в Сеуле дипломатическими представителями государств, вовлеченных в корейское урегулирование, включая Россию, Китай и Японию, обсудили складывающуюся ситуацию в регионе СВА и пути решения существующих здесь проблем.

Полный текст выступления Гуенкова В.И.:

О подходах России к корейскому урегулированию

Обстановка на Корейском полуострове продолжает оставаться нестабильной. Несмотря на снижение военной напряженности и ряд контактов на высшем уровне между Сеулом и Пхеньяном, а также Пхеньяном и Вашингтоном в 2018-2019 годах, переговорный процесс на полуострове застопорился и до сих пор пребывает в глубокой стагнации. Причина – в диаметрально противоположных позициях сторон, каждая из которых по-своему трактует конечную цель – денуклеаризацию и пути ее достижения. Пхеньян требует от Вашингтона предпринять шаги, направленные на укрепление взаимного доверия, отказаться от враждебной политики. Американская сторона, вроде бы не возражая против этого, продолжает вводить санкции против Северной Кореи и отказывается идти на уступки, ожидает от него одностороннего отказа от ракетно-ядерных программ. Не удивительно, что подобный подход к урегулированию не находит отклика в Пхеньяне.

Свою роль играет также неготовность сторон предпринимать шаги навстречу друг другу, реализовывать достигнутые договоренности. К разочарованию Севера, рассчитывавшего на налаживание межкорейского экономического сотрудничества в соответствии с положениями Пханмунчжомской и Пхеньянской деклараций 2018 года, Юг с учетом санкционного режима предлагал лишь символические меры, не выходящие за рамки совместного празднования памятных дат и мероприятий гуманитарного характера. Вполне ожидаемо, что в данном контексте решение Сеула о сохранении в силе односторонних антисеверокорейских рестрикций вкупе с закачкой новейших американских вооружений и продолжением совместных с Вашингтоном военных маневров, пусть и в ограниченном масштабе, никак не способствовали диалогу и сотрудничеству с Севером и стали одним из факторов, способствовавших очередному обострению ситуации на полуострове в июне с.г.

Российская Федерация, непосредственно граничащая с Корейским полуостровом, как никто другой заинтересована в том, чтобы окончательно ликвидировать здесь тлеющий очаг напряженности, обеспечить в субрегионе прочный мир и стабильность. В русле сбалансированной линии на Корейском полуострове Москва неизменно поддерживает стремление Сеула и Пхеньяна к самостоятельному диалогу и сотрудничеству. Российская позиция по данному вопросу была изложена Министром иностранных дел С.В.Лавровым 16 июня с.г.: наша страна заинтересована «в поддержании и укреплении прочного, надежного мира и стабильности» в субрегионе, выступает за «развитие межкорейского диалога в интересах нормализации отношений между двумя корейскими государствами», а также урегулирование всего комплекса проблем этого региона «исключительно мирными, дипломатическими средствами».

В связи с этим всегда играли конструктивную роль в нахождении взаимоприемлемых развязок в урегулировании проблем Корейского полуострова. Работаем на этом направлении «рука об руку» с Китаем – у нас создан специальный диалоговый механизм по вопросам безопасности в Северо-Восточной Азии, сопредседатели которого регулярно встречаются. Отмечаем, что и Республика Корея, и КНДР придерживаются близких российской позиции подходов, демонстрируют заинтересованность в углублении диалога по проблематике субрегиона. Несмотря на все сложности в российско-американских отношениях, США также заявляют, что настроены продолжать координацию усилий с Москвой по корейскому вопросу. Считаем своим достижением налаживание таких по-настоящему партнерских отношений по данной теме со всеми ключевыми сторонами.

Это находит отражение и в практическом плане. Так, Россия совместно с Китаем в 2019 году внесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции, призывающей все вовлеченные стороны к поиску путей политико-дипломатического урегулирования на полуострове, не зацикливаясь на санкционных методах. В целом же на протяжении многих лет выступаем за то, чтобы придать корейскому урегулированию комплексный характер, разделить его на несколько измерений, движение по которым можно было бы осуществлять параллельно, возможно, в различных форматах, но согласованно. Любые альтернативы поэтапному движению навстречу друг другу, например, попытки выйти на некую «большую сделку», заведомо обречены на провал.

Полагаем также, что следует избегать неоправданно завышенных ожиданий относительно быстрого решения всего комплекса проблем Корейского полуострова. Как известно, они имеют множество аспектов, и для поиска консенсуса потребуется время. Со своей стороны, продолжим настраивать партнеров в этом ключе и побуждать их к дальнейшим конструктивным шагам.

Главную задачу видим в том, чтобы совместными усилиями заинтересованных сторон определиться с конкретными поэтапными шагами. Наши идеи были детально изложены в российско-китайском «плане действий» по комплексному урегулированию проблем Корейского полуострова, разработанном Россией и Китаем в развитие соответствующей «дорожной карты» 2017 года. В данном документе изложен комплекс мер в военной, политической, экономической и гуманитарной сферах и общие для всех сторон принципы дальнейшей совместной работы. США, Республика Корея и КНДР включились в обсуждение проекта «Плана действий», изложив в течение 2019 года свои предварительные соображения, которые были учтены Россией и Китаем в обновленном варианте документа.

Рассчитываем, что регулярные контакты с вовлеченными в процесс корейского урегулирования сторонами и поэтапная реализация согласованного «Плана действий» позволят в будущем наладить полноценное многостороннее обсуждение всех проблем субрегиона и работу по их устранению с учетом законных интересов и озабоченностей друг друга.

В данном контексте поддерживаем инициативы Президента РК Мун Чжэ Ина по налаживанию сотрудничества между Югом и Севером, реализация которых призвана способствовать созданию благоприятной атмосферы для продвижения переговорного процесса. Однако, как показывает опыт, межкорейский диалог и практическое взаимодействие невозможны без ослабления международных и односторонних ограничений в отношении Пхеньяна. Для позитивной динамики на этом треке необходимо ставить вопрос о постепенном демонтаже санкций. Импульсом для перезапуска межкорейского диалога могла бы стать ликвидация введенных Сеулом и Вашингтоном односторонних рестрикций.

Актуальной задачей видим продолжение усилий в интересах реализации трехсторонних – с участием России, РК и КНДР – экономических проектов в транспортно-логистической, газотранспортной и электроэнергетической областях. С учетом состоявшейся в декабре 2018 года церемонии начала работ по воссоединению железнодорожных и автомобильных магистралей Юга и Севера Кореи, а также церемонии восстановления железнодорожного участка Каннын-Чечжин восточной ветки Транскорейской железной дороги 27 апреля с.г., считаем возможной проработку вопроса об организации пробного прогона контейнерного поезда с Юга на Север с выходом на Транссиб и далее в Европу. Следует напомнить о пилотном проекте «Хасан-Раджин», который выведен из-под санкций Совета Безопасности ООН. Возобновление участия в нем РК удачно вписывалось бы в заявленный Президентом Мун Чжэ Ином курс на реализацию с Пхеньяном проектов, не затронутых санкциями. Уверены, что в долгосрочной перспективе трехсторонние проекты на полуострове, помимо экономической выгоды для вовлеченных сторон, могут придать дополнительный импульс процессу урегулирования.

Только совместными усилиями на основе равноправных отношений заинтересованные стороны смогут внести необходимый вклад в построение системы прочного мира и безопасности в регионе Северо-Восточной Азии.