Посольство Российской Федерации в Республике Корея
тел.:02-318-2116, 02-318-2117, 02-318-2118
/.

ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАРАЛЛЕЛЯХ МЕЖДУ ПРАКТИКАМИ ЯПОНСКИХ КОЛОНИАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ В КОРЕЕ И РЕЖИМА НА УКРАИНЕ

ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАРАЛЛЕЛЯХ МЕЖДУ ПРАКТИКАМИ ЯПОНСКИХ КОЛОНИАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ В КОРЕЕ И РЕЖИМА НА УКРАИНЕ

Насильственная ассимиляция одного народа другим – не редкость в мировой истории. Различные по масштабам и применяемым методам, такие кампании, тем не менее, имеют много общего, так как в их основе лежит принуждение того или иного этноса к отказу от собственного языка, культуры, истории. Яркие примеры подобного этноцида – деятельность японских колонизаторов в Корее после ее аннексии в 1910 году и нынешнего режима на Украине, захватившего власть в результате антиконституционного переворота в 2014 году.

Одной из отличительных особенностей колониального правления Японии в Корее в 1910-1945 годах была политика культурной ассимиляции местного населения, главной целью которой являлось лишение корейцев национальной идентичности, превращение их в верных подданных империи, что способствовало бы наиболее эффективной эксплуатации человеческих и иных ресурсов аннексированной территории.

Первые шаги на пути «растворения» корейского этноса были сделаны почти сразу после закабаления полуострова – в ходе реформы системы образования. Согласно изданному в 1911 году «Указу о народном образовании в Корее», обучение должно было проводиться преимущественно на «государственном» японском языке, а в качестве основных ценностей, которые необходимо было взращивать в молодом поколении, были обозначены почитание японского императора и преданность ему. С самого начала колониального правления Японии в Корее метрополией был взят курс на искажение истории корейской государственности с акцентом на ее «подчиненное положение» по отношению к другим государствам и социально-экономическую «отсталость». Присоединение Кореи к Японии, с которой у нее якобы были «единые корни», подавалось как благо и закономерный итог всего ее предыдущего развития.

По мере нарастания экспансионистских амбиций милитаристской Японии возрастала и ее потребность в лояльных империи человеческих ресурсах, в связи с чем со второй половины 1930-х годов наметилось резкое ужесточение политики ассимиляции корейцев, проходившей под лозунгом «Япония и Корея – единое целое» (кор. 내선일체, яп. 内鮮一体). Так, с 1935 года было принято решение распространить меры по «японизации» полуострова на религиозную сферу в рамках кампании по насаждению синтоизма. В 1937 году были активизированы усилия по окончательному вытеснению из обихода корейского языка, к началу 1940-х годов на нем было запрещено общаться практически во всех сферах жизни, в том числе в государственных и образовательных учреждениях. В 1939 году была развернута кампания по изменению имен с корейских на японские (кор. 창씨개명, яп. 創氏改名), к августу 1940 года, по данным самих японцев, охватившая более 80% жителей Кореи. Принудительная смена имени и фамилии оказалась особенно болезненна для корейцев того времени, одной из главных ценностей которых была связь со своим родом.

Спустя сто лет драконовские методы японских колонизаторов были взяты на вооружение нынешним киевским режимом в отношении русскоязычного населения и других национальностей. Так, последовательно прилагаются усилия по переписыванию истории Великой Отечественной и Второй мировой войн – насаждаемые искаженные трактовки исторических событий умаляют роль и вклад народа СССР в победу над нацизмом, который героизируется и обеляется. Под видом участников «национально-освободительного движения» возвеличиваются различные формирования украинских коллаборационистов, сотрудничавших с гитлеровскими захватчиками, включая Организацию украинских националистов (ОУН)* и Украинскую повстанческую армию (УПА)* и их руководителей – лидера ОУН С.Бандеру и служившего в вооруженных подразделениях Третьего рейха главнокомандующего УПА Р.Шухевича.

*Обе организации признаны в Российской Федерации экстремистскими.

Беспрецедентные масштабы приобрела кампания по насильственной украинизации всех сфер общественной жизни. В последние годы вследствие принятия ряда законодательных актов (в т.ч. законы «Об образовании» 2017 года, «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» 2019 года) на украинский язык были практически полностью переведены образование, реклама, наука, сфера обслуживания, культурно-массовые мероприятия, литература, кинематограф, СМИ, деятельность госорганов. Указанные меры, направленные в первую очередь против русского языка, не только нарушают права украинских граждан, подавляющее большинство которых активно пользуются им в повседневном общении, а многие считают его своим родным языком, но и противоречат как национальному законодательству (обязательство по свободному развитию, использованию и защите русского и других языков национальных меньшинств прямо закреплено в Конституции страны), так и международным обязательствам Украины.

Репрессивная политика киевского режима затронула и религиозную сферу – под удар попала каноническая Украинская православная церковь, против которой были запущены информационная (дискредитация клира УПЦ), законодательная (законопроект, предполагающий запрет деятельности любых религиозных организаций, аффилированных с Россией, в настоящее время находится на рассмотрении Верховной Рады) и силовая (по захвату храмов и святынь, давлению на священнослужителей) кампании.

Чем закончились попытки японских колониальных властей лишить жителей Кореи их национальной идентичности хорошо известно. История человечества убедительно показывает, что забвение уроков прошлого, их игнорирование чревато самыми серьезными последствиями. Печальным, но более чем показательным примером является и политика нынешних украинских властей, ввергших страну в глубокий кризис и поставивших ее на грань краха национальной государственности.